Психологическая подготовка ребенка к школе

Готовность ребёнка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психологической, подготовки. Психологическая готовность к школе образуется постепенно и требует специальных занятий с ребенком.
Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, у него чаще возникают затруднения в общении. «Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л. А.).

Как же психологически подготовить ребенка к школе?

У ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень интересов, готовность и желание учиться. Но желание пойти в школу и желание учиться не одно и
то же. Ребенок должен стремиться в школу, чтобы узнать что-то новое. Многие родители рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает положительное отношение к школе. Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у
доски, получают оценки. Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.
Следующим условием успешной учебы является выработка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.
При подготовке к школе родителям следует научить ребёнка и анализировать: умению сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научится слушать книгу, рассказ взрослого, правильно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова.
Немаловажную роль играет и личностная готовность к школе. Сюда входит потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться.
Для будущего школьника в определенной степени важна усидчивость, умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, игры в конструктор и лего, занятия лепкой, аппликацией и т. п., то есть те игры, которые продолжаются достаточно долгое время.
Кроме всего перечисленного, ребенок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться
с пуговицами и молниями на одежде.

Заранее:

• Познакомьте ребенка с его учителем еще до начала занятий.
• Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой
и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой,
прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.
• Постарайтесь заранее познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников.
Хорошо, если ребенок будет ходить в школу не один, а вместе с каким-нибудь одноклассником, живущим по соседству.
• Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед и возможную линейку перед началом занятий, а также когда начинаются и кончаются уроки.
• Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.
• Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней - абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения. Успокойте его, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.

Каракозова Ольга Юрьевна